Начнем с того, как брифовать нас — агентство. Мы, конечно, не пьющий художник и даже не сумасшедший фрилансер, брифовать нас на задачи — не такой увлекательный квест, как рисовать мышкой или лизать железо на морозе. Однако все же найдутся нюансы. За годы работы мы узнали всё об эффективных и не очень способах взаимодействия с творческими специалистами. В этой статье расскажем про первый этап работы — про постановку задачи.
Самые распространенные задачи, на которые брифуют иллюстраторов и дизайнеров: создание логотипа, фирменного стиля, иллюстрации, сториборда/аниматика, упаковки. Сначала поговорим об особенностях постановки таких задач, а в конце дадим ссылку на удобные шаблоны. Если не хочется долго читать, можно сразу прыгать в конец текста и скачивать удобные формы брифов, они же ТЗ.
Итак, мы прошли все стадии принятия факта, что клиент всё-таки прав. Начнем с отрицания — отрицания того, что клиент не в состоянии, не может и не должен заполнять бриф идеально и самостоятельно. Первые годы мы придерживались позиции: если человек не способен составить внятное задание, лучше и не начинать эту работу. С этим пониманием мы бы никогда не сделали примерно трети наших проектов, а может и больше.
Клиент не всегда может прислать бриф в том виде, в котором мы хотим. Почему? Да просто потому, что многим представителям бизнеса какой-то визуал или дизайн нужен раз в год и они понятия не имеют, как на него брифовать. Это не их профессиональная деятельность, они не в этом круты, а, например, в создании подгузников или в том, какой у них мобильный банк.
Хорошо, с этой частью клиентов понятно. Но почему рекламные агентства, которые брифуют нас, скажем, на сториборды (серия иллюстраций для будущего ролика), сто тридцать пять раз в году, тоже так часто не хотят сделать понятный бриф? И тут мы переходим к следующей стадии принятия — гневу.
Сначала давайте разберем, что представляет собой хороший бриф на сториборд. Кроме описания, в нем должны быть “огурцы” — это наброски к кадрам. А еще классно бы приложить референсы на героев, локацию и важные детали. С примерами по стилю, в котором хотелось бы получить готовые иллюстрации, будет совсем понятно. Раньше мы часто злились, что всего этого в брифе нет и не планируется, а теперь просто помогаем клиенту собрать всю необходимую информацию. Работая сообща, мы больше узнаем про проект еще на стадии подготовки и, главное, значительно сокращаем время работы над проектом. Когда все детали ясны, не нужно тратить время на переделки.
Следующая степень приятия — торг. Продолжим рассматривать ситуацию с подготовкой брифа. Порой клиентам кажется, что наши услуги стоят дорого и они начинают торговаться. Да, у нас дороже, чем у фрилансера, но посмотрите — мы сделали часть работы за вас. Подобрали референсы, сделали черновые наброски для брифа, систематизировали, разложили по полочкам и полили шоколадной глазурью. А еще мы не пропадем со связи, не проспим дедлайн, подготовим все документы и каждый наш продюсер просто чудо. Торг неуместен: услуги агентства стоят дороже, чем услуги фрилансеров, и это совершенно нормально.
Следующую стадию принятия — депрессию, мы пропустили. Вся команда Pic-o-matic — амбассадоры оптимизма.
Подведем итог. Что важно для любого творческого ТЗ? Что поможет сделать работу эффективной?